Чимган и Бельдерсай начала 90-х

Фото 1.

 

На Чимгане мы были два года подряд: в 90 и 91 гг. Поездки, как всегда, начинаются с самолета, сейчас в Ташкент летает не только Аэрофлот, но и Трансаэро - можно оптимизировать. Рейс лучше выбирать ночной, чтобы, с учетом разницы во времени, быть в аэропорту Ташкента утром по местному. Лету часа три, разница в поясах два часа. В Аэрофлоте раньше в Ташкент ходил Ил-86, так что проблем с лыжами не было. Если все складывается нормально, то часов в 7 утра можно уже двигаться из аэропорта в сторону Чимгана. Сейчас, наверное, процедура упростилась, зимой на Чимган могут ходить какие-нибудь автобусы прямо из аэропорта, а в начале 90-х дело обстояло след. образом. Можно было из аэропорта, если едешь сам по себе, взять тачку прямо до гостиницы "Чимган", стоило это 50 руб тогдашними деньгами. Можно было, если экономить, доехать до городского автовокзала и сесть на рейсовый автобус на Бричмуллу. На тачке весь путь занимал меньше двух часов, реально это 90 км, если по объездной дороге мимо всех населенных пунктов. На автобусе можно было добраться где-то часа за два с половиной, может и больше. Рейсовый автобус идет через городишко Чирчик (город-спутник Ташкента) и кучу поселков, везде тормозит. Мы из аэропорта обычно добирались на туристских автобусах, т.к. все это входило в стоимость путевок. Один раз, в 91 году, попали на неудачный дневной рейс из Москвы и нам устроили ночевку в Чирчике, в гостинице, т.к. автобусы по темноте на Чимган не поднимаются. Оказалось все довольно прилично, по тем временам. Основную часть пути дорога идет по равнине, и только последние минут 40 поднимается в горы. Туркомплекс "Чимган" представляет собой три девятиэтажных корпуса плюс ресторан и кинозал. Номера, в большинстве своем, трехместные, по совковым обычаям в них и селили по трое. На второй год я купил даже три путевки на двоих с женой, чтобы избежать этого безобразия. В принципе, есть и двухместные, и одноместные номера, но тогда такие путевки в Москве не попадались. Все удобства в номерах, были только проблемы с подачей холодной воды (горячая была всегда). Обязательно присутствуют тараканы, гостиничная обслуга регулярно пытается с ними бороться, но помогает это мало. Кормили в те времена более-менее, хотя стратегические продукты типа колбаски, шоколада, чая, и т.д. мы всегда брали с собой. То же самое относится и к напиткам: на месте можно было купить только водку и портвейн (каков наборчик-то?) местного пр-ва. Поэтому приличные вещи везли из Москвы. Что-то делается сейчас, в разгар рыночных реформ, - ?
 
ТРАССЫ
 
Теперь о главном. Районов катания два, собственно Чимган и Бельдерсай - километрах в шести по шоссе.
 
 
 
 
Чимган.
 
Катание начинается практически прямо напротив гостиницы, весь район виден с балкона и представляет собой как бы амфитеатр гор. Серьезных подъемников здесь два: бугель метров на 800 и парнокреселка тоже метров на 800. Подъемники с голым тросом, как большинство московских, (далее в тексте "веревки") рассматривать не будем, их было штуки три-четыре в разных местах.
 
Трасса вдоль бугеля неплохая, длинный пологий выкат, а в верхней части имеет несколько рукавов: крутячок с буграми, желоб, кулуары. Хорошо разминаться с утречка, или заполировать к вечеру. Эта трасса обычно укатывается ратраком, причем довольно толково. Бугель работает с самого утра и до темноты. Ночных катаний не практиковалось. Вдоль нижней части, выката, протянута "веревка", годится для начинающих и детей.
 
Трасса вдоль креселки совсем другая. Креселка поднимается на противоположную бугелю сторону амфитеатра. Подъем на креслах занимает всего несколько минут, но происходит довольно любопытно. Подъем довольно крутой, с большим перепадом, поэтому в какой-то момент оказываешься намного выше летящего вертолета, заходящего на посадку или взлетающего с площадки. Плюс к этому, один из пролетов дороги очень длинный и проходит на большой высоте, поэтому почти минуту висишь в воздухе в полной тишине. Спуск по трассе начинается вправо от креселки, а любители экстрима ходят прямо под дорогой, там обычно не раскатано, целяк и елки, точнее, местное дерево арча. Самый верхний кусок трассы, метров на 100, проходит по гребню, на котором снег не держится из принципа. Потому что круто и сдувает. Эти сто метров застелены искусственным покрытием, так называемой "зеленкой". Спускаться по нему можно только соскальзыванием. После зеленки трасса раздваивается: можно идти дальше по гребню, можно идти по склону. И то, и другое одинаково интересно. Если идти по гребню, то там жесткий, отполированный ветром наст, переходящий местами в лед, плюс бугры и, иногда, камешки. Если по склону, то это довольно широкий крутяк с жесткими буграми амплитудой по ... то самое место. В общем, неплохо. Гдето на середине спуска оба рукава трассы соединяются и дальше идешь по широкому склону средней крутизны, хорошо укатанному или ободранному, в зависимости от количества снега, с ледком по центру и буграми по краям. Ратраки по этой трассе не ходили вообще (в 90-91 гг.).
Весь спуск, в целом, оставляет очень неплохое впечатление, за исключением, конечно, участка "зеленки", но, как известно, счастье никогда не бывает полным. Есть небольшие трудности, связанные с взаимным расположением бугеля и креселки, довольно трудно добираться на лыжах от одного подъемника к другому. Нужно соскакивать с трасс, имея приличный запас по высоте, но, все равно, придется местами не ехать, а идти. Креселка работала обычно часов до 3 дня, так что после обеда, если поторопиться, можно было успеть пару раз соскочить. Бугель выключали на обед, потом опять врубали до вечера. В хорошую погоду можно было подняться на вертолете на одну из вершин Большого Чимгана, дальше спускаться с гидом. Но в начале 90-х вертолет был экзотикой, и мы, честно говоря, не рискнули, а теперь жалеем. Вот, собственно, по трассам Чимгана и все.
 
Бельдерсай.
 
 
 
Схема трассы в Бельдерсае. Предоставлена А.А.Сабельниковым
Добираться до Бельдерсая не просто, а очень просто: каждое утро ходит челночный транспорт - автобусы и грузовики самых разных конструкций. Дорога не представляет никаких проблем типа подъема на Чимбулак. Ходу на автобусе минут 15. Утречком берете лыжи - и вперед. Можно, на крайний случай, и пешком прогуляться, но это больше часа. Дорога на Бельдерсай упирается прямо в нижнюю станцию парнокресельной дороги. И трасса, и канатка на Бельдерсае называются "Кумбель". Подъемников на Бельдерсае два: это парнокресельная дорога длиной километра два и за ней, последовательно, бугель длиной 600 м. Расстояние между верхней станцией креселки и бугелем метров 150, там установлена "веревка", но работает она редко, надо пилить пешком. Собственно, и спуск на Бельдерсае условно делится на "верхний" и "нижний". Весь спуск целиком представляет собой трассу скоростного спуска, чуть ли не лучшую в бСССР. Схема трассы показана на рисунке, а документальные данные такие:
 
нижняя точка 1530
верхняя точка 2300
перепад высот 770
длина трассы 3017
уклоны
средний 26.4%
максимальный 52.1%
минимальный 7.0%
Креселка поднимает до отметки 2105, дальше бугель.
 
 
 
Спуск по "верхнему Бельдерсаю" - это, вообще, изюминка всего района Чимган-Бельдерсай. Трасса представляет из себя крутяк длиной 600 м и шириной (!) около километра. Это единственная трасса, которую я знаю, где спускаешься дольше, чем поднимаешься. Обусловлено это, не в последнюю очередь, высокой скоростью подъема на бугеле фирмы "Doppelmayr". Здесь никогда не ходит ратрак, поэтому что выросло - то выросло. После схода с бугеля можно идти и вправо, и влево - без разницы, примерно одно и то же. Сначала относительно ровный участок метров на 200 - ход набрать, потом выходишь на крутой спад либо в желоба, на спаде бугры, а в желобах уходишь в снег по колено. Если снег не идет - нормальные бугры с хорошей амплитудой, снег идет - те же бугры под толстым слоем снега. После спада - короткий выкат к бугелю. Кататься можно до упора и не надоедает. В плохую погоду (снег, облачность) мы однажды вдвоем поднялись от креселки к бугелю (на звук "Сектора газа" - ни шиша видно не было) - бугель стоит, канатчик сидит, никого нет.
 
- Поедете? - спрашивает
- Поедем! - отвечаем
- Включаю.
- Деньги возьми.
- Не надо, обкатывать будете (!!!).
 
Поднимаемся, соскакиваем, опять-таки ориентируемся по "Сектору газа". Народу нет, снег идет, канатчик сидит, бугель стоит, "Сектор газа" поет что-то про носки. Ситуация повторяется: "Поедете? - Поедем! - Включаю. - Деньги? - Не надо." . Вот блин! Было же такое! Хорошо покатались тогда, ОДНИ НА ГОРЕ, жалко недолго - погода испортилась вконец. Когда уже спускались к "нижнему Бельдерсаю", канатчик продолжал сидеть, слушал "Сектор газа".
 
В хорошую погоду можно пройти от верхней станции бугеля еще метров 100 - 150 вверх, и попадаешь на вершинку, с которой открывается офигенная панорама Тянь-Шаня, видно на много километров - и никаких признаков цивилизации.
 
Спуск по "нижнему Бельдерсаю" относительно несложный, есть парочка "узких мест", но трассу обычно хорошо готовят ратраком, поэтому проблем быть не должно. Особенно хороша верхняя половина, сразу под креселкой: сначала узкая "полка" шириной в ратрак, потом выходишь на широкий крутячок, за которым связка S-образных виражей с выходом на трамплин. А дальше трасса идет ступеньками: крутяк - выполаживание. Креселка работает до сумерек, бугель наверху выключают чуть раньше. К середине марта нижнюю часть трассы начинает здорово развозить, выкат к креселке идет вообще по тропинке, насыпанной канатчиками. А вот на "верхнем Бельдерсае" снег лежит до июня, в ложбинах и дольше. Вообще, катание в марте на Бельдерсае производит немного странное впечатление: наверху категорическая зима, мороз, ветер, а внизу весна со всеми атрибутами: солнце, жара, травка пробивается, девушки обнажаются. Если погода плохая, то внизу может вообще дождь начаться. Так что, лучшее время на Чимгане и Бельдерсае - это, по нашему опыту, середина февраля.
 
ВОКРУГ ЛЫЖ.
 
По вечерам выбор был небогат. Можно:
 
выпить портвейна и пойти в кино;
пойти в бар - выпить портвейна;
пойти на местную дискотеку - выпить портвейна;
пойти в ресторан напротив гостиницы- выпить портвейна.
никуда не ходить, выпить портвейна в номерах и упасть до утра;
скомбинировать любое количество перечисленных выше пунктов.
 
 
Днем все гораздо интереснее.
 
Во-первых, на всех трассах и возле гостиницы идет бойкая торговля разнообразной едой: шашлыки, манты, самса (типа пирожков, жутко горя- чие), и т.д. Лучше всего шашлыки - гарантированно свежие. Все осталь- ное попробовать можно, но аккуратно, могут быть трудности с желудком.
 
Во-вторых, можно съездить на экскурсию на Чирвакский гидроузел - говорят, потрясающе красиво плюс совсем недалеко. Можно съездить в Бричмуллу, упоминаемую Т. И С.Никитиными - говорят, дыра дырой, но то- же недалеко.
 
В-третьих, рекомендуется смотаться на рынок либо в Ташкент, либо в Чирчик и закупиться разными вкусностями. Алайский рынок в Ташкенте - особый разговор, заслуживает отдельного описания. После похода на ры- нок появляется возможность съесть длинную среднеазиатскую дыню прямо на горе, конкретно - на верхнем Бельдерсае.
 
 
МИНУСЫ
 
Их немного, но они есть. Опять-таки, по воспоминаниям начала 90-х.
 
Далековато от аэропорта, и цивилизации как таковой. По европейским меркам 80-90 км - вообще ничто, но это не Европа, а сугубая Азия.
Сказывается близость крупного города. По выходным начинается столпотворение. Автобусы из Ташкента идут пачками. Лучше всего, если успеешь оказаться на верхнем Бельдерсае до 10 утра, потом проблематично. Но после обеда становится поспокойней.
Неожиданно жесткое солнце. Двух дней ясной погоды достаточно для появления шкварок на среднем московском носу и не слишком оттопыренных ушах. Носы подлиннее и уши пооттопыренней сгорают быстрее, примерно за полтора катальных дня.
Один раз, в марте 90, застряли на креселке на Бельдерсае. Дело было так: погода - дерьмо, ветер, облачность, на Чимгане дождь. Поехали на Бельдерсай. Там снег с дождем плюс все остальное. Креселка работает. Поднимаемся. Уже на полпути пошел просто дождь. Метров за триста до верхней станции креселка останавливается. Висим. Хорошо, что кресла парные - не скучно. Место абсолютно голое, Дует сильный ветер и льет дождь. Прыгать высоко, метров шесть. Видим, идет канатчик и пытается забросить веревку на кресло впереди нас - типа слезать по ней. Висели - по часам засекли- 39 минут с секундами. Потом дорога потихоньку пошла и довезла нас до верхней станции. Когда соскочили вниз, никакого катания уже, конечно, не было, выяснилось, что это у них сработал датчик скорости ветра, который и вырубил дорогу. Пока поставили жучка, пока то да се... Вернулись в гостиницу, провели профилактику при помощи стакана коньяка, и оказалось, что у меня из одежды сухими остались только носки, т.к. ботинки Alpina снаружи не промокают. а вот у моего приятеля вода стекала с комбеза прямо в ГОЛЕНИЩА "Альпин", так что он был мокрый ВЕСЬ.
Вот как было на Чимгане в начале 90-х. Хорошо, черт возьми!





Автор: Валерий Знаменский

Просмотров 5132

Дата последнего обновления 2012-11-22

Смотрите также другие статьи из данной категории

• Статьи

 

Вот он и пришел этот страшный день! День закрытия горнолыжного сезона. В бельдере снега нету, да и глину месить не хочется. Поэтому грустный праздник отмечали в Ташкентском барчике. Собрались все кто ещё не разъехался, очень много пили. Индеец сославшись на утренние дела пил пиво, девчонки баловались вином, а мы в выборе немудрствуя, пили водку. 

 подробнее...

• Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

Еще осенью, когда мы с Виталием Михайловым планировали свои поездки в горы, выяснилось, что обе наши команды неожиданным образом пересекаются в одном месте в одно время – в горах Узбекистана. Центральной точкой нашей дислокации стала гостиница на берегу Чарвакского водохранилища. Там нас встречал Максим Балаховский с клиентами «Хели-Про» и припаркованным в двухстах метрах от гостиницы вертолетом.

Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

 подробнее...

• Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

Две мысли вспыхивали периодически в течение всей поездки. Первая: «Как в Индии». Вторая: «Ой-ой!! Мы реально в Узбекистане!»
Началось всё с длительного ломания мозга куда деть себя на новогодние каникулы. Когда всё таки решили лететь в Узбекистан билетов на самолёт осталось уже мало. Но, поняв, что ещё раз думать про «куда поехать» мы не в состоянии — купили что было. Было: дорого, Аэрофлот, первого января вечером

Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

 подробнее...

• Статьи Федора Годунова- замечаельного инструктора по горным лыжам и нашего друга. "Советы начинающим"

В этом разделе я попробую ответить на вопросы, которые часто задают ученики и постоянно обсуждаются на форумах, в которых мне довелось участвовать или просто читать. Зайдите на любой горнолыжный форум и задайте вопрос по выбору лыж. Далее события будут развиваться по следующей схеме: первые 5-10 ответов будут содержать советы (как хорошие, так и не очень), потом на нескольких страницах советующие будут спорить между собой, через пару дней про Вас забудут и начнут горячо обсуждать верхние модели для фрирайда или спортцех. По наблюдениям последних лет это происходит примерно так.

Статьи Федора Годунова- замечаельного инструктора по горным лыжам и нашего друга. "Советы начинающим"

 подробнее...

• Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

Иркутчане – это особый вид особей, которые, несмотря на свой относительно небольшой ареал обитания, периодически встречаются в разных уголках земного шара, в том числе и за пределами Российской Федерации. Как правило, их внезапному появлению предшествует нашествие с воздуха стай так обожаемых ими крупных белых мух, называемых в простонародии снегом. Сбиваясь в плотные группы, от двух и более (неограниченно) особей (лыжной или бордической масти), они устремляются в направлении, неизбежно противоположном общей трассе, чем вызывают острое недоумение у особей местных популяций, и устремляются по бескрайним снежным полям в поисках неизбежно настигающей их з…ницы, из которой им всегда приходится с треском выбираться.
Но стоп, все по порядку…

Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

 подробнее...

• БЕЛЬДЕРСАЙ – ЧИМГАН 2005

После трех с половиной часового перелета сонный, заснеженный город, расположенный на высоте 500-600 м над уровнем моря, встретил нас хмурым утром и такой же, как в Москве температурой воздуха. Обращать на это внимания никто не стал; были дела и поважнее..

БЕЛЬДЕРСАЙ – ЧИМГАН 2005

 подробнее...

• интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

Фактор сезонности оказывает влияние на многие виды бизнеса. Однако существуют направления, для которых этот фактор является приоритетным.  О специфике скольжения по заснеженным склонам горнолыжного бизнеса Коммерсант.Уз рассказывает координатор проектов туристической компании «Azia Adventures» Максим Галкин

интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

 подробнее...

• отчет о горнолыжной школе на Бельдерсае 2011 года

 

Итак, ребята, честный отчет о поездке в Узбекистан в феврале 2011

Получилось так, что билеты мне пришлось менять и вылетать на день позже группы, поэтому летели разными самолетами. Я – UzbekistanAir за 20 т.руб., остальные Украинской авиакомпанией "AeroSvit" с посадкой в Киеве за 14,5 т.руб.

 подробнее...

• 13 правил катания вне трасс

Текст ниже это не какие-то догмы или высеченные в граните истины. Во фрирайде все мы, блин, личности, соответственно, сколько фрирайдеров столько же и мнений. Но все-таки путем окрапления снежка «красненьким» за последние 10-15 лет сформировались некие негласные правила КАК нужно кататься. И этих руководств к действию, выписанных самой жизнью, не так уж и много. Часть из них не вызывает сомнений ни у кого, и они применяется неукоснительно, часть же находится под вопросом и относится скорее к философско-этической плоскости.

13 правил катания вне трасс

 подробнее...


ГлавнаяСтатьиФорумКурортыФотоИнфоВарианты размещенияАктуальные предложенияКонтакты
Экстремальный портал VVV.RU