БЕЛЬДЕРСАЙ – ЧИМГАН 2005

Фото 1.

После трех с половиной часового перелета сонный, заснеженный город, расположенный на высоте 500-600 м над уровнем моря, встретил нас хмурым утром и такой же, как в Москве температурой воздуха. Обращать на это внимания никто не стал; были дела и поважнее..

Отъезд
   В Узбекистан летают не менее трех авиакомпаний. Среди прочих мы выбрали «Узбекские Авиалинии» за удобство расположения касс туроператоров и обещанный комфорт перелета Москва-Ташкент в Аэробусе А-310. Не верьте! Конечно, решающим аргументом была цена на билет. Позже, уже в самолете, все участники backcountry ощутили умеренный консерватизм в общении и приятные пережитки Советского гостеприимства смешанного обслуживающего персонала экипажа во главе с русским пилотом. Лишние полчаса ожидания на взлетной полосе аэропорта Домодедово прошли незаметно. В «ушах» Trible Called Quest, на коленях Умберто Эко, в рюкзаке 3 бутылки Прохладненского выдержанного коньяка, а внутри такая же пропасть сочетания не сочетаемого: не рассосавшиеся сгустки накопленной энергетики мегаполиса и предвкушение backcountry в стране, о которой последние сведения были почерпнуты еще на школьных уроках географии. Да и не страна это тогда была вовсе, а одна из 15 республик СССР.

Из БСЭ
   Узбекская ССР расположена в центральных и северных частях Средней Азии. Граничит на Севере и Северо-Западе с Казахстаном, на Юго-Западе с Туркменистаном, на Юго-Востоке с Таджикистаном, на Северо-Востоке с Киргизией. Предгорно-горная часть включает горные хребты Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая и разделяющие их межгорные впадины. Высота хребтов до 4 тыс. метров и более. На крайнем Северо-Востоке протягиваются хребты Западного Тянь-Шаня: Каржантау, Угамский, Пскемский и Чаткальский. Климат континентальный субтропический, а это значит – сухое знойное лето и нехолодная солнечная зима. На равнине население занимается земледелием, в горных районах скотоводством и садоводством. Повторив еще раз это про себя, я открыл глаза, уже когда лайнер плавно катил по ВПП г.Ташкента.

Ташкент
   После трех с половиной часового перелета сонный, заснеженный город, расположенный на высоте 500-600 м над уровнем моря, встретил нас хмурым утром и такой же, как в Москве температурой воздуха. Обращать на это внимания никто не стал; были дела и поважнее. «Всегда у кого-то да окажется негабарит», - бурчал под нос водитель Стасик, пытаясь затолкать в салон «Транзита» дакайновский чехол High Roller. Чтобы придать гибкость этому монстру пришлось извлечь из недр сто восемьдесят второй Танкер и запасную, на случай неважного состояния склонов, доску. Необходимо обзавестись местной валютой. Это не Москва. Круглосуточных обменников нет. На трехмиллионный город 4 работающих банкомата. Останавливаемся около Шератона. Великолепные интерьеры, стилизованные, конечно, под национальные традиции. Нас принимают за иностранцев из дальнего зарубежья. Но, уже после первых приветствий, все встает на свои места: консьерж принимается за маникюр, ресепшионистка поворачивается к своей коллеге и возобновляет прерванную неспешную беседу. В обоих обменниках никого… Мы не торопимся. Располагаемся в креслах, разбредаемся по холлу, кто-то присаживается за барную стойку взбодрить себя кофе. Начинаем ощущать восточный менталитет. Через полчаса холл гостиницы аккустирует веселые и недоуменные возгласы. За одну американскую купюру повышенного достоинства каждый получает мешок! местной наличности. Бумажники больше не нужны. В карманы банковские пачки местной валюты - сумов - не влезают. Нужны пакеты. Максимальная купюра – 1000 сумов. Нам выдают 200-ми по курсу 1070 сумов к $1! Еще пять лет назад Узбекский Сум составлял 4 Казахских …, а сегодня 7 сумов стоят 1 Казахский. Чего уже говорить о курсе к Доллару. Вспоминается Россия до первой и второй деноминации. Экономика этой страны построена на «купи-продай». Никто не инвестирует в производство. Законы не работают, соответственно, нет гарантий на инвестици. Но мы приехали не экономику строить, а «целину поднимать». Садимся в микроавтобус и едем в Горы.

Дорога
   До ближайших к Ташкенту урочищ Чимган и Бельдерсай, расположенных на 1650м и 1530 м над уровнем моря, ведут две дороги, протяженностью примерно 80км: прямая – через Газалкент и на 20 км длиннее через Червак. Более 30 лет не наблюдалось в здешней местности такой снежной зимы, поэтому прямая дорога была закрыта совсем, а окружная расчищена с горем пополам в одну колею. В горы никого не пускают, кроме таксистов и иностранцев с мешками суммов. Наша группа подходит под определение. Проезжаем по длинной окружной дороге. Прилетев в Ташкент из Москвы, мы обогнали время на два часа. Поэтому, час двадцать пути проходят с одним работающим полушарием и одним открытым глазом. Который успевает зафиксировать утонувшие в снегу хребты Угамский и Таласский-Алатау; хребты Пскемский, Чаткальский и Коксуйский, а может быть это все только снится… Наяву обнажается необыкновенная красота девственного в своем одиночестве Червакского водохранилища, на берегу которого возле одного из трех теремов – 4-х звездочной гостиницы, - мы делаем остановку. Длина береговой линии этой искусственной акватории 150 км, максимальная глубина 150м и вместимость пресной воды 2 млр. м3. По берегу расположены многочисленные дома отдыха, пансионаты и лагеря, которые заполняются с мая по первую половину ноября. Это – Мекка водных видов спорта. По реке Чирчик, на которой работают 17 ГЭС, и которая орошает местные поля, как по аэродинамической трубе разгоняются потоки воздуха и вырываются на просторы водохранилища, создавая райские условия для серферов и кайтеров. А гарантированные местные термики поднимают в воздух пара и дельтопланеристов на километры. Зимой жизнь здесь останавливается. Владельцы, могучая золотодобывающая компания «Зеравшан Ньюмен», вот уже три года ломают голову над тем, как привлечь туристов в равнинную зону зимой. Вот и нас она не интересует. Садимся в микроавтобус и продолжаем путь все дальше и выше в горы.

Бельдерсай
   Местечко получило развитие в 80-е гг., когда представитель зимних видов спорта в Узбекистане Леонид Тягачев решил построить на деньги Спорткомитета на горе Кумбель, высотою выше 3000м, трехкилометровую трассу, отвечавшую по тем временам требованиям FIS, для проведения международных соревнований в различных зимних дисциплинах. Правда, к окончанию строительства, стало понятно, что задумке этой не суждено на самом деле сбыться. Так и стоит уже восемнадцать лет кресельная канатная дорога «Бельдерсай», протяженностью 2200м с перепадом высот в 720м, и 600-т метровый бугель, до которого почему-то еще нужно подниматься метров 50 вверх пешком, без капитального ремонта. А климат здесь прекрасный. От зимы к зиме снег вверху выпадает рано – в середине ноября, и держится до середины апреля. Бывали зимы, когда туристам и немногочисленным катающимся местным жителям удавалось покататься на майские праздники. Возможно, это случится и в этом сезоне. Когда мы выгрузили вещи из «Транзита» без очков обозревать местные красоты было практически невозможно. Ослепительно белый, пушистый трехметровый снег даже вокруг дороги и построек безапелляционно заявлял о том, что наш backcountry будет чудо как хорош!

Отель
   Три года назад Национальный Банк Узбекистана построил на подсадке на высоте за 2000м превосходный трехзвездочный (в европейском понимании) отель. Покрыл крышу Чилийской черепицей, оборудовал финскую сауну с большим бассейном, выстроил дюжину коттеджей разного класса на живописнейшем горном ландшафте. Благородно обнес все это великолепие, вот незадача, металлической оградой. А когда пришло время торжественно перерезать алую ленту, пришли большие дяди из того же правительства и забрали у Банка все с потрохами в угоду ныне действующему на втором сроке президенту Каримову. И теперь, по обычаям, если невзначай наезжает отдохнуть, слава Аллаху! не катающейся, в отличие от нашего, президент Каримов, все постояльцы выдворяются не только из основного корпуса, но и вообще с территории зоны отдыха. Да здравствуют валюты всех стран мира, все национальности и расы, в особенности белая! Так нам хотелось воскликнуть в один голос уже после дня пребывания в райских кущах Бельдерсая. Да и как не воскликнуть: завтрак – европейской марки йогурт, бокал сока с мякотью, свежий творог с отдельно поданной деревенской сметаной и неповторяющимся джемом; стол, с заранее сервированной колбасой и двумя видами сыров, свежеиспеченными лепешками, печеньями или мини кексами; все это предваряло яичницу с сосиской, политой в американском стиле кетчупом. Чай черный и зеленый в пол литровом чайнике без ограничения! После такого завтрака телевизор, мягкие кресла и кожаные диваны в холе на ближайший час были желаннее основной цели нашего трипа. Пощажу читателя и опущу описание редкого обеда и обязательного ужина…

Григорий
   Сервис в этой поездке был на высоком уровне. Особенно нам повезло с гидом. Григорий родом из Украинского Прикарпатья, Черновцов. Сначала занимался альпинизмом. Водил туристические группы. Научился кататься на лыжах, для того чтобы спасать пострадавших. Понравилось. Уехал на Кавказ и год проработал там инструктором без образования. Одновременно учился в Иткольской вечерней школе инструкторов и водил группы. Получил диплом. С тех пор летом водил туристические группы, а зимой учил лыжников. В сезон 82/83 уехал в Узбекистан, где Григория привлек климат – 300 солнечных дней в году – и отношения с местным населением. Теперь его дочка – с пятилетнего возраста спускавшаяся с БольшогоЧимгана и чемпионка Узбекистана в 12 лет по горным лыжам – учится в Государственном Университете, Вестминстерском отделении, в г. Ташкент. Так Гриша встретил нашу великолепную пятерку на склонах Кумбеля. Поразила мягкость и дипломатичность нашего гида обычно несвойственная его российским коллегам. Во многом, благодаря именно этим качествам Григория мы извлекли из поездки максимум знаний, опыта и удовольствия.

Поехали
   В первый пасмурный день наша команда совершила знакомство с трассой горы Кумбель. Как не повезло предыдущей группе, прилетевшей с целью вертолетного катания. Все время их пребывания не переставая шел снег и лётной погоды небыло. Поэтому, когда приехали мы, в округе не осталось алкоголя, а на дороге не могли разъехаться даже два легковых автомобиля. На трассе лежала нетронутая целина. Благо был выходной день, и услужливые Казахи мягко подсаживали и снимали нас с креселки. В советские годы территория Бельдерсая принадлежала Советской республике Казахстан. Но, было построено Червакское водохранилище, и власти совершили обмен: хлопковые поля Казахстану, гору Кумбель и Большой Чимган, расположенные неподалеку от Ташкента, - Узбекистану. Ну, а нам, россиянам все равно! Лишь бы не было войны и снега побольше! Со снегом во время нашего пребывания было, действительно, все в порядке. В этом сезоне его не было разве что только в Терсколе. Поэтому, в первый и второй день далеко от трассы мы не уезжали. Через пару дней наша группа уже раскатывала Южные склоны Нуриката и Северные с перепадом около 350-ти метров. Пригодились снегоступы на нижнем выполаживании и контруклонах, чтобы добраться до признаков цивилизации – не знающей и в помине ратраков трассы шириной не более 20 метров. Каждый раз, поднимаясь на гору Кумбель, нам открывался потрясающий вид на все четыре стороны. Не зря различные гражданские и военные службы установили здесь множество антенн и даже построили метеостанцию. На Севере просматривалось урочище Каржантау и Угамский хребет вплоть до границы с Казахстаном. Справа, на востоке вплоть до границ с Киргизией - Малое Ущелье Коксу и 270-ти километровая река Чаткал, протекающая только 9 км по Узбекистану. На Юге – перевал Камчик, переходящий во впадину Ферганской долины и гора Ангрен. Еще южнее Таджикистан. А на западе – Узбекистан со своей столицей. Однажды погожим ясным днем мы чуть было не лишили возможности наблюдать все это великолепие Тему, превратив его в узника Замка Иф. На завтраке не досчитались одного участника backcountry. Только, когда уже осознали потерю, кто-то обнаружил у себя в кармане единственный ключ от запертой впопыхах входной двери…

Чимган
   Большой Чимган интересен во все времена года. Летом здесь проводится «Альпиниада». Шестнадцать маршрутов, начиная от 4-5 часового несложного подъема по Западному гребню до категории 4Б сложности. Мусульманские звезды были к нам благосклонны. Иначе как можно назвать кем-то услужливо протоптанную тропу на полуторачасовом подъеме на Западный Гребень? Даже катание в джинсах и street wear курточке дочки Президента Узбекистана в окружении многочисленной охраны на пустом из-за оцепления склоне, не мешало нам, миновав заманчивый, в принципе, бугель, сокращавший иной раз 20 минут пути вверх, как по паркету подниматься себе спокойно в сторонке, философствуя каждый на свою тему. Таким образом, каждый раз мы преодолевали за комфортный полуторачасовой подъем перепад в 650 метров и добирались до высоты 2300м. Спуски представляли собой контрфорсы и кулуары со средним уклоном в 300, что доставляло удовольствие любому из нашей группы. Качество снега было великолепным. За несколько солнечных, сухих и морозных дней он приобрёл кондицию стабильно лавинобезопасной пудры, искрящейся миллиардами нежных кристалликов в верхнем слое. Хвала богам, все камушки и камни были надежно присыпаны. За редким исключением в зоне прямой видимости можно было спускаться до самого выполаживания на приличной скорости. 

Флора и фауна
   С вершины гребня Б.Чимгана открывается вид на три заповедника, один из которых – Чаткальский – расположен на территории Узбекистана, Бешаральский – на территории Киргизии и Аксу-Джабаглинский на территории Казахстана. Не смотря на заповедную зону, в стране не запрещается хозяйственная деятельность. При этом в местности сохранился такой редкий и малочисленный вид, как Снежный Барс – Ирбис. Этот красивый зверь дал имя и эмблему новой гостинице, построенной в прошлом году вдоль автотрассы с качественным сервисом и привлекательной ценой, рассчитанной на 40 человек. Кроме снежного хищника в местности водятся туркменская рысь, волк, корсак – местная лиса, выше сурки и даже такое экзотическое для европейца животное, как дикобраз. К сожалению, нам удалось разглядеть только некоторые следы на свежевыпавшем мягком и глубоком снегу. Один из таких следов вел сквозь высоченный решетчатый забор нашей гостиницы.
Горы укутаны мягким покрывалом лиственных деревьев из семейства можжевеловых - Арчой. Это дерево растет только в чистом климате, являясь его своеобразным индикатором. Местные жители употребляют Арчу даже в пищу, используя в приготовлении мяса. Кроме того, на склонах и в долинах произрастают около 40 лекарственных трав, 13 видов шиповника, а пчелы дают здесь сравнимый по качеству с Башкирским мёд.
Будь в 80-ти километрах не Ташкент, а Москва – я бы здесь жил.

Вертолетное катание
   По состоянию и количеству снега, дикости мест и протяженности спусков вертолетное катание в этой местности мало с чем может сравниться. Подбор ниже 2000м. заброска в ближайший район 20 минут и ты уже на высоте 3,7 -3, 8 км. При перепаде в 1,7- 1,8км длина спуска составляет около 6 км. На Севере это ближайшее Пскемское и боковые ущелья. На час полета здесь можно застать катание даже в апреле–мае на ледниках Майдантау. А сами местные жители только недавно, после полетов швейцарцев, узнали, что можно спускаться по Черному Водопаду с Большого Чимгана.

Отъезд
   Обратно наша экспедиция возвращалась уже по асфальту. Текли ручьи. Снег на горах осел, как пенка на невостребованном капучино. Для нас это была первая в этом году весна. Ташкент провожающий разительно отличался от Ташкента встречающего. Сухой асфальт. Базарный день. Блошиный рынок на Бродвее и арт кафе «Караван» - местный «ПушкинЪ» - напротив Израильского посольства. Последнее наше пристанище было особенно гостеприимно. В псевдонациональных, понятных европейцу, интерьерах на 10 долларов с человека, включая две бутылки местного сухого красного, нас накормили так, что даже спустя пять часов пришлось проигнорировать ланч в самолете. В отделение для ручной клади халат на вате и глиняные статуэтки. В свежих воспоминаниях огромная гора – лев без головы, величественно возлежавшая на нашем обратном пути, большая медведица, словно масленка перевернутая носиком вниз и молодой месяц, словно чаша виденный не то на зелено-бело-голубом национальном флаге, не то на восточном бездонном небосклоне.

 

Райдеры:
Артур Кузнецов (Арчи)
Олег Акулов (Шарки)
Артем Панферов (Тема)
Константин Боксер (Костело)
Просто Мария
Дея (Среднеазиатская овчарка)
Белка (Собака без породы)


 






Автор: Константин Боксер

Просмотров 5756

Дата последнего обновления 2012-11-22

Смотрите также другие статьи из данной категории

• Статьи

 

Вот он и пришел этот страшный день! День закрытия горнолыжного сезона. В бельдере снега нету, да и глину месить не хочется. Поэтому грустный праздник отмечали в Ташкентском барчике. Собрались все кто ещё не разъехался, очень много пили. Индеец сославшись на утренние дела пил пиво, девчонки баловались вином, а мы в выборе немудрствуя, пили водку. 

 подробнее...

• Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

Еще осенью, когда мы с Виталием Михайловым планировали свои поездки в горы, выяснилось, что обе наши команды неожиданным образом пересекаются в одном месте в одно время – в горах Узбекистана. Центральной точкой нашей дислокации стала гостиница на берегу Чарвакского водохранилища. Там нас встречал Максим Балаховский с клиентами «Хели-Про» и припаркованным в двухстах метрах от гостиницы вертолетом.

Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

 подробнее...

• Чимган и Бельдерсай начала 90-х

На Чимгане мы были два года подряд: в 90 и 91 гг. Поездки, как всегда, начинаются с самолета, сейчас в Ташкент летает не только Аэрофлот, но и Трансаэро - можно оптимизировать. Рейс лучше выбирать ночной, чтобы, с учетом разницы во времени, быть в аэропорту Ташкента утром по местному. Лету часа три, разница в поясах два часа. В Аэрофлоте раньше в Ташкент ходил Ил-86, так что проблем с лыжами не было. 

Чимган и Бельдерсай  начала 90-х

 подробнее...

• Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

Две мысли вспыхивали периодически в течение всей поездки. Первая: «Как в Индии». Вторая: «Ой-ой!! Мы реально в Узбекистане!»
Началось всё с длительного ломания мозга куда деть себя на новогодние каникулы. Когда всё таки решили лететь в Узбекистан билетов на самолёт осталось уже мало. Но, поняв, что ещё раз думать про «куда поехать» мы не в состоянии — купили что было. Было: дорого, Аэрофлот, первого января вечером

Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

 подробнее...

• Статьи Федора Годунова- замечаельного инструктора по горным лыжам и нашего друга. "Советы начинающим"

В этом разделе я попробую ответить на вопросы, которые часто задают ученики и постоянно обсуждаются на форумах, в которых мне довелось участвовать или просто читать. Зайдите на любой горнолыжный форум и задайте вопрос по выбору лыж. Далее события будут развиваться по следующей схеме: первые 5-10 ответов будут содержать советы (как хорошие, так и не очень), потом на нескольких страницах советующие будут спорить между собой, через пару дней про Вас забудут и начнут горячо обсуждать верхние модели для фрирайда или спортцех. По наблюдениям последних лет это происходит примерно так.

Статьи Федора Годунова- замечаельного инструктора по горным лыжам и нашего друга. "Советы начинающим"

 подробнее...

• Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

Иркутчане – это особый вид особей, которые, несмотря на свой относительно небольшой ареал обитания, периодически встречаются в разных уголках земного шара, в том числе и за пределами Российской Федерации. Как правило, их внезапному появлению предшествует нашествие с воздуха стай так обожаемых ими крупных белых мух, называемых в простонародии снегом. Сбиваясь в плотные группы, от двух и более (неограниченно) особей (лыжной или бордической масти), они устремляются в направлении, неизбежно противоположном общей трассе, чем вызывают острое недоумение у особей местных популяций, и устремляются по бескрайним снежным полям в поисках неизбежно настигающей их з…ницы, из которой им всегда приходится с треском выбираться.
Но стоп, все по порядку…

Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

 подробнее...

• интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

Фактор сезонности оказывает влияние на многие виды бизнеса. Однако существуют направления, для которых этот фактор является приоритетным.  О специфике скольжения по заснеженным склонам горнолыжного бизнеса Коммерсант.Уз рассказывает координатор проектов туристической компании «Azia Adventures» Максим Галкин

интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

 подробнее...

• отчет о горнолыжной школе на Бельдерсае 2011 года

 

Итак, ребята, честный отчет о поездке в Узбекистан в феврале 2011

Получилось так, что билеты мне пришлось менять и вылетать на день позже группы, поэтому летели разными самолетами. Я – UzbekistanAir за 20 т.руб., остальные Украинской авиакомпанией "AeroSvit" с посадкой в Киеве за 14,5 т.руб.

 подробнее...

• 13 правил катания вне трасс

Текст ниже это не какие-то догмы или высеченные в граните истины. Во фрирайде все мы, блин, личности, соответственно, сколько фрирайдеров столько же и мнений. Но все-таки путем окрапления снежка «красненьким» за последние 10-15 лет сформировались некие негласные правила КАК нужно кататься. И этих руководств к действию, выписанных самой жизнью, не так уж и много. Часть из них не вызывает сомнений ни у кого, и они применяется неукоснительно, часть же находится под вопросом и относится скорее к философско-этической плоскости.

13 правил катания вне трасс

 подробнее...


ГлавнаяСтатьиФорумКурортыФотоИнфоВарианты размещенияАктуальные предложенияКонтакты
Экстремальный портал VVV.RU